Группа PLAURUM: кобальт победил биткоин, платину и палладий
24.04.2018, 15:07Почему цены на литий и кобальт останутся высокими в ближайшие несколько лет
В 2017 году на мировом рынке металлов возник новый мощный тренд. Растущий дефицит лития и кобальта вызвал стремительный скачок цен на эти металлы. С одной стороны дефицит поддерживается за счет огромного спроса на мобильные гаджеты и высоких темпов развития рынка электрокаров, с другой – за счет недостаточных объемов мировой добычи. По мнению экспертов международной группы компаний PLAURUM, этот тренд сохранится как минимум на ближайшие несколько лет: цены на кобальт и литий могут держаться на текущем уровне либо показать дальнейший серьезный рост на фоне увеличивающегося дефицита этих металлов.
Так за прошедший год котировки кобальта выросли в 3 раза, с $32 000 до $94 000 за тонну. Котировки лития увеличились вдвое, с $8 000 до $16 000.
Рост спроса на литий и кобальт генерируют производители смартфонов и прочих гаджетов, а также электромобилей. Все это работает на литий-ионных аккумуляторах, для которых помимо обычных промышленных металлов, требуются литий и кобальт. И, если для производства батареи смартфона достаточно всего 10 г. кобальта, то для аккумулятора электромобиля – в среднем около 20 кг. Причем будущим мощным драйвером роста потребления лития и кобальта считается именно производство электрокаров. По оценкам экспертов уже к 2030 году доля электромобилей в отдельных странах может составить от 15 до 50%. Лидерами в этом направлении считаются Китай и Индия. Правительство Индии заявило о полном переходе на электромобили уже к 2030 году. В Китае уже сейчас наблюдается активная динамика перехода на электрокары.
«Такими же быстрыми темпами в 2016-2017 годах росли цены на родий, иридий, рутений. Аналогичный рост мы наблюдали на относительно новом рынке криптовалют, однако здесь, в отличие от рынка металлов, цены физически ничем не подкреплены. Биткоин стал вызовом для устаревшей банковской системы, чем привлек внимание международных СМИ, а те в свою очередь донесли эту информацию до обывателей. Как итог резкий скачок цены до $20000. Однако уже в 2018 году мы наблюдаем снижение интереса к биткоину, и, как следствие, падение цены и объемов операций в нем. А банки в свою очередь получили мощный толчок к развитию направления финтеха и хороший инструмент в виде технологии блокчейна», – отметил аналитик PLAURUM Игорь Корепанов.
Дефицит кобальта и лития на рынке связан с тем, что объемы мировой добычи отстают от роста спроса на эти металлы. Дефицит лития, по словам Игоря Корепанова, ощущается не слишком остро, потому что добыча достаточно равномерно распределена между Чили, Боливией, Аргентиной, Китаем, США и Россией. Совершенно по-другому обстоит ситуация с кобальтом, 60% добычи которого приходится на Демократическую республику Конго (ДРК) – одну из самых бедных и коррумпированных стран в мире. Экономическая и политическая нестабильность, коррупция и жесточайшие условия труда (более половины кобальта добывается вручную) создают высокие риски для бизнеса.
«При этом дефицит лития и кобальта в ближайшие годы будет только расти, так как быстрорастущий спрос производителей электрокаров на кобальт продолжит значительно опережать рост добычи металла. А учитывая появившийся интерес к кобальту со стороны инвестиционных фондов, можно ожидать еще большего обострения дефицита на международном рынке», – говорит Игорь Корепанов.
Рост дефицита кобальта может быть сглажен за счет увеличения добычи в России и развития технологий производства литий-ионных аккумуляторов, которые предполагают замену кобальта на никель. Однако эксперты сомневаются, что эти тренды получат серьезное развитие в среднесрочной перспективе.
«Добыча кобальта в России сегодня составляет порядка 5 000 метрических тонн в год, объем запасов – около 3% от мирового. Еще в 2014 году Международный орган по морскому дну (МОМД) рассмотрел и утвердил план работы по разведке месторождений кобальтоносных корок в районе Магеллановых гор Тихого океана, поданный Министерством природных ресурсов и экологии РФ. По разным оценкам эти месторождения содержат 35-50 тыс. тонн кобальта и даже больше. Однако эскалация конфликта между США и Россией ставит крест на этих и без того труднореализуемых планах, что однозначно приведет к снижению объемов предложения на рынке кобальта, – отмечает Игорь Корепанов. – Кроме того, в последние годы постепенно растет доля кобальта, извлекаемого из вторичного сырья, однако без качественных изменений в процессе производства литий-ионных аккумуляторов проблема дефицита решена не будет. Конечно, производители прикладывают всевозможные усилия для усовершенствования технологии производства с целью сокращения затрат лития и кобальта, замены последнего никелем. Однако процесс этот идет медленно и до стадии выхода технологии в производство пройдет еще немало времени».
Интересно, что развитие рынка электрокаров может привести к существенному падению спроса на платину и палладий. Рост данного сегмента автомобильной промышленности поддерживается ужесточением борьбы с загрязнением окружающей среды. В связи с этим эксперты PLAURUM ожидают падения спроса на автокатализаторы для производства машин, а, следовательно, и на платину и палладий. Причем в большей степени это коснется палладия, так как за 2016-2017 годы цена на этот металл выросла более чем в два раза, что делает ее завышенной в сравнении с ценой на платину.
Справочная информация:
Группа компаний, объединенная международным брендом PLAURUM, создана базе российского АО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов» (основано в 1916 г., основатель отрасли драгметаллов в России). Группа объединяет производственные площадки и торговые представительства в России и СНГ, в Европе, США и КНР. Более 1200 клиентов из более 40 стран мира работают с предприятиями PLAURUM, представляют самые разные отрасли промышленности от металлургии и машиностроения, до сложного приборостроения, микроэлектроники и космоса.
По материалам ГК PLAURUM