Научная школа Г. С. Гуна. К 85-летию со дня рождения | |
Название | Влияние деформационных режимов волочения в монолитных волоках на эксплуатационные свойства канатной проволоки |
DOI | 10.17580/chm.2024.06.02 |
Автор | В. А. Харитонов, М. Ю. Витушкин, М. Ю. Усанов |
Информация об авторе | Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия В. А. Харитонов, профессор кафедры технологий обработки материалов, профессор, канд. техн. наук, эл. почта: hva-46@yandex.ru
Филиал Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова в Белорецке, Республика Башкортостан, Россия |
Реферат | Повышение качества и объемов производства стальных канатов, широко применяемых во многих отраслях промышленного производства и являющихся продукцией глубокой переработки метизного передела черной металлургии, является актуальной задачей в современных экономических условиях. Основными показателями качества канатов являются значения механической и усталостной прочности, которые определяются соответствующим показателем повивочной проволоки. Формирование показателей прочности и усталости стальной высокоуглеродистой проволоки при ее волочении в монолитных волоках определяется деформационными режимами, реализуемыми в конкретных маршрутах волочения. Основными показателями последних являются степени суммарной и единичной (кратность волочения) деформации. Принято считать, что прочность готовой проволоки определяется суммарной степенью деформации и не зависит от единичной степени. Исследовано влияние единичной степени деформации на эффективность процесса волочения (затраты, устойчивость, время), неравномерность деформации и характер напряженного состояния проволоки. Однако влияние единичного обжатия на усталостную прочность проволоки исследовано недостаточно. Проведенные в данной работе экспериментальные исследования по волочению патентированной заготовки диаметром 3,8 мм по маршрутам со средними обжатиями 22, 25 и 29 % показало, что с увеличением значения единичного обжатия растут значения прочности (по линейной зависимости) и усталостной прочности (по экспоненте) и снижается число перегибов. Моделированием в программном комплексе DEFORM 3D установлено, что на различие механических и пластических свойств готовой проволоки большое влияние оказывает неравномерность накопленной степени деформации по сечению проволоки между ее центром и поверхностью, что приводит к образованию определенного градиента. Приведены расчеты значения градиента накопленной степени деформации при волочении в пяти-, шести- и семикратных маршрутах волочения. Даны рекомендации по методике расчета маршрутов волочения. |
Ключевые слова | Стальной канат, канатная проволока, эксперимент, моделирование, прочность, усталость, волочение, монолитная волока, напряжения, накопленная степень деформации, градиент, маршрут волочения |
Библиографический список | 1. Беркман М. Б., Бовский Г. Н., Куйбида Г. Г., Леонтьев Ю. С. Подвесные канатные дороги. — М. : Машиностроение, 1984. — 264 c. 10. Харитонов В. А., Усанов М. Ю. Совершенствование деформационных режимов волочения проволоки из углеродистых марок стали в монолитных и роликовых волоках : монография. — Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. — 133 с. |
Language of full-text | русский |
Полный текст статьи | Получить |