ArticleName |
Роль дисциплины «Управление
проектами» в проектном обучении при подготовке бакалавров-металлургов в идеологии CDIO |
ArticleAuthorData |
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия: Т. Р. Гильманшина, канд. техн. наук, доцент кафедры инженерного бакалавриата CDIO, эл. почта: gtr1977@mail.ru И. В. Дубова, канд. техн. наук, доцент кафедры фундаментального естественнонаучного образования, эл. почта: idubova@mail.ru Г. С. Саначева, канд. техн. наук, доцент кафедры общей металлургии, эл. почта: g1248@mail.ru Н. В. Васюнина, канд. техн. наук, доцент кафедры металлургии цветных металлов, эл. почта: nvvasyunina@gmail.com |
Abstract |
Ключевую роль в современной экономике играет инженерное образование, тенденции развития которого позволяют разрабатывать требования к образованию инженеров-металлургов будущего и предполагают переориентацию на проектное обучение. Проектный подход в подготовке инженеров положен в основу образовательных программ, реализуемых согласно идеологии CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate). Ключевым результатом обучения является проектно-внедренческая компетентность будущих инженеров-металлургов, которая формируется через проектную деятельность, направленную на развитие способности к осмыслению (Conceive), проектированию (Design), реализации, включающей управление (Implement) и применение (Operate) проектов различного уровня сложности. При этом стадия осмысления включает в себя инициирование и планирование проекта, а стадия применение — завершение и распространение проекта. Когнитивную составляющую проектно-внедренческой компетентности может обеспечить введение в учебные планы бакалавров дисциплины «Управление проектами». В данной работе проанализирована роль этой дисциплины в развитии проектно-внедренческой компетенции (ПВК) при подготовке бакалавров по направлению «Металлургия» в рамках идеологии CDIO при инновационном подходе к ее проектированию. Показано, что включение дисциплины «Управление проектами» в учебный план бакалавриата направления «Металлургия» и ее реализация в проектной технологии способствуют развитию проектно-внедренческой компетентности бакалавров по принципам идеологии CDIO. Реализация дисциплины в проектной технологии отвечает требованиям стандартов 8 (активное обучение), 7 (интегрированное обучение), 5 (проектное обучение) и позволяет развивать проектно-внедренческую, а также дисциплинарные и межличностные компетенции. Результаты работы продемонстрировали эффективность проектной технологии обучения, в которой каждый участник образовательного процесса получает преимущества, позволяющие повысить его конкурентоспособность. |
References |
1. Осипова С. И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. № 6. С. 53–59. 2. Netkachev A. B., Shimov V. V., Plakhotin I. S., Solovyev S. V. A new approach to the industrial enterprise designers training // CIS Iron and Steel Review. 2015. Vol. 10. P. 40–43. 3. Исаев А. П., Плотников Л. В. «Учебный инжиниринг» в контексте реализации идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 45–52. 4. Kohn Rådberg K., Lundqvist U., Malmqvist J., Hagvall Svensson O. From CDIO to challenge-based learning experiences–expanding student learning as well as societal impact? // European Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 45, Iss. 1. P. 22–37. 5. Edström K. The role of CDIO in engineering education research: Combining usefulness and scholarliness // European Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 113–127. 6. Crawley E., Malmqvist J., Ostlund S. et al. Rethinking Engineering Education // The CDIO Approach. 2007. Vol. 302. P. 60–62. 7. Дубова И. В., Саначева Г. С., Осипова С. И. Роль взаимодействия вуз – производство в организации проектного обучения при подготовке инженеров // Черные металлы. 2019. № 8. С. 72–77. 8. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 137–139. 9. Исаев А. П., Плотников Л. В. «Учебный инжиниринг» в контексте реализации идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 45–52. 10. Осипов В. В., Терещенко Ю. А. Дисциплинарное обеспечение магистерской программы в логике обратного дизайна // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. мат-лов XI Междунар. науч.-практ. конф. (13 сентября 2018 г., Чебоксары). — Чебоксары : ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 81–83. 11. Wan G. C., Zang L., Liu W. J., Tong M. S. Improvement of Capstone Project and Project-Based Learning Method Based on CDIO Mode // 2018 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE). – IEEE, 2018. P. 938–943. 12. Gilmanshina T. R., Lytkina S. I., Khudonogov S. A., Koroleva G. A., Borisyuk V. A. et al. Development of the state-of-the-art technologies for improvement of quality of cryptocrystalline graphite // Nanosistemi, Nanomateriali, Nanotehnologii. 2020. Vol. 16, Iss. 1. P. 83–101. 13. Illarionov I. E., Gilmanshina T. R., Kovaleva A. A., Bratukhina N. A. Understanding the effect of structural defects in graphite on the properties of foundry coatings // CIS Iron and Steel Review. 2018. Vol. 16. P. 63–66. 14. Amelchenko V. N., Illarionov I. E., Gilmanshina T. R., Borisyuk V. A. Graphite as a prospective material for metallurgical application // CIS Iron and Steel Review. 2018. Vol. 16. P. 29–32. |