10 лет Политехническому институту Тульского государственного университета | |
ArticleName | Оценка поврежденности металлоконструкций грузоподъемных машин при совместном действии коррозии и усталости и оптимизация их диагностирования |
ArticleAuthor | Г. В. Селиверстов, В. Ю. Анцев, Н. В. Анцева, К. С. Коломиец |
ArticleAuthorData | ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия: В. Ю. Анцев, докт. техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Подъемно-транспортные машины и оборудование», эл. почта: anzev@yandex.ru Н. В. Анцева, канд. техн. наук, доцент К. С. Коломиец, аспирант |
Abstract | Современное развитие общего машиностроения, в том числе подъемно-транспортного, характеризуется использованием современных марок сталей, обладающих хорошими механическими характеристиками при сохранении необходимых требований по свариваемости элементов металлоконструкций между собой. Однако при работе в режиме циклического нагружения и при воздействии агрессивных сред даже новым материалам свойственно накопление коррозионно-усталостной поврежденности, что является причиной снижения их долговечности. Таким образом, возникает необходимость математического описания процесса накопления такой поврежденности, а также разработки новой технологии диагностирования металлоконструкций. Рассмотрены накопление усталостной поврежденности элементов металлоконструкций грузоподъемных машин при наличии и развитии питтинговых повреждений и технология их диагностирования. Для построения математической модели учитывали совокупность нескольких факторов, оказывающих влияние на работу элементов несущей металлоконструкции. Помимо циклических нагрузок, которые условно можно считать постоянными во времени, также снижаются механические характеристики материала, растет амплитуда и концентрация напряжений. Понижение пределов прочности и текучести связано с эффектом Ребиндера, увеличение амплитуды напряжений вызвано уменьшением сечения материала, а рост концентрации напряжений обусловлен появлением питтингов. При этом глубину питтинга можно считать диагностическим параметром, позволяющим проводить обследование элементов металлоконструкций и прогнозировать дальнейшее развитие поврежденности, что дает возможность более полно использовать ресурс грузоподъемной машины. Результаты исследования опубликованы при финансовой поддержке ТулГУ в рамках научного проекта № НИР_2019_1. |
keywords | Усталость, металлоконструкция, питтинг, коррозия, поврежденность, диагностирование, профилактика |
References | 1. Неверов А. С., Родченко Д. А., Цырлин М. И. Коррозия и защита материалов : учеб. пособие для вузов. — Минск : Вышэйшая школа, 2007. — 222 с. |
Language of full-text | russian |
Full content | Buy |