ArticleName |
Роль взаимодействия вуз — производство в организации проектного обучения при подготовке инженеров |
ArticleAuthorData |
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Институт цветных металлов и материаловедения, Красноярск, Россия: И. В. Дубова, канд. техн. наук, доцент кафедры фундаментального естественнонаучного образования, эл. почта: idubova@mail.ru Г. С. Саначева, канд. техн. наук, доцент кафедры литейного производства С. И. Осипова, докт. пед. наук, профессор кафедры фундаментального естественнонаучного образования |
Abstract |
Дан анализ роли взаимодействия вуза и производства в организации проектного обучения инженеров на основе компетентностного подхода. Показано, что обучение через проект позволяет развивать проектно-внедренческую компетенцию (ПВК) в профессиональной деятельности, повышает личностную значимость конкретных дисциплинарных знаний и образования в целом. Рассмотрен опыт организации обучения через практико-ориентированные проекты при подготовке бакалавров металлургического направления в рамках идеологии CDIO1. Обосновано, что внедрение идеологии CDIO позволяет повысить практический аспект образовательной программы, способствует установлению более тесных связей между участниками образовательного процесса. Приведены способы установления взаимодействия с работодателем и подходы к выбору тематики практико-ориентированных проектов и организации сквозных междисциплинарных интегрированных проектов (СИМП). Предложены критерии определения тем сквозных междисциплинарных проектов. На примере решения реальной проблемы металлургического предприятия приведено дерево задач, рассмотрено определение уровней проектов и формирование проектных команд. Предложена схема интерактивного взаимодействия при организации проектного обучения в соответствии с проблемами и задачами реального производства, демонстрирующая вовлечение студентов, магистрантов, преподавателей и сотрудников производственных предприятий. Отмечено, что при выполнении проектов, ориентированных на задачи производства, нарушается линейность обучения, что требует создания системы дисциплин, соответствующих задачам проекта и требованиям к результатам обучения. Итоги мониторинга ПВК в течение семи семестров показали положительную динамику, что подтверждает эффективность проектного обучения, при этом все заинтересованные стороны получают свои преимущества, позволяющие повысить конкурентоспособность. |
References |
1. Netkachev A. V., Plakhotin I. S., Solovyev S. V., Shimov V. V. A new approach to training of designers at the industrial enterprise // CIS Iron and Steell Review. 2015. Vol. 10. P. 40–43. 2. Рудской А. И., Боровков А. И., Романов П. И., Колосова О. В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России. 2018. № 2(220). С. 5–18. 3. Осипова С. И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. № 6. С. 53–59. 4. Неткачев А. Б. Совершенствование магистерской программы «Проектный и инвестиционно-строительный менеджмент в металлургии» в Уральском федеральном университете // Черные металлы. 2018. № 2. С. 75–78. 5. Ищенко В., Сазонова З. Интеграция образования, науки, производства. Опыт практического решения // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 23–31. 6. Неткачев А. Б. Роль проектантов-технологов в обеспечении безопасности создаваемых промышленных объектов // Черные металлы. 2017. № 7. С. 64–67. 7. Исаев А. П., Плотников Л. В. Учебный инжиниринг в контексте реализации идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 45–52. 8. Kohn Rådberg K., Lundqvist U., Malmqvist J., Hagvall Svensson O. From CDIO to challenge-based learning experiences — expanding student learning as well as societal impact? // European Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 43. P. 1–16. DOI: 10.1080/03043797.2018.1441265 9. Edström K. The role of CDIO in engineering education research: Combining usefulness and scholarliness // European Journal of Engineering Education. 2017. No. 11. P. 1–15. DOI: 10.1080/03043797.2017.1401596 10. Crawley E. F., Malmqvist J., Ostlund S., Brodeur D. Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach. — Switzeland : Springer, 2007. 11. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 137–139. 12. Дубова И. В., Саначева Г. С. Интерактивное взаимодействие «вуз – производство» при подготовке бакалавров металлургии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3(19). С. 130–135. 13. Международный семинар по вопросам инноваций и реформирования инженерного образования // Всемирная инициатива CDIO: материалы для участников семинара : пер. С. В. Шикалова) / под ред. Н. М. Золотаревой и А. Ю. Умарова. — М. : Изд. дом МИСИС, 2011. — 60 с. 14. Осипова С. И., Рябов О. Н. Обоснование педагогических условий формирования проектировочно-внедренческой компетентности бакалавров-инженеров на основе идей CDIO // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10. С. 181–184. 15. Savage R. N., Chen K. C., Vanasupa L. Integrating Project-based Learning Throughout the Undergraduate Engineering Curriculum // Materials Engineering. Depatment — California Polytechnic State University at San Luis Obispo. URL : https://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1001&context=mate_fac 16. Genc B., Mitra R. Mine Planning and Design for Mining Engineering learners at Wits University // The Journal of the Southern African Institute of Mining and Metallurgy. 2018. Vol. 118. P. 865–868. 17. Yu-Chiung Hsu, Ya-Ming Shiue. Exploring the Infl uence of Using Collaborative Tools on the Community of Inquiry in an Interdisciplinary Project-Based Learning Context // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14. P. 933–945. DOI: 10.12973/ejmste/81149 18. Кожевников А. В. Реализация междисциплинарных проектов при разработке практико-ориентированных инженерных образовательных программ в рамках международных стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3. С. 7–8. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34442 (дата обращения: 28.06.2019). 19. Игнатова И. Г., Балашов А. Г., Соколова Н. Ю. Междисциплинарные проекты как способ формирования компетенций при реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2014. № 5. C. 86–92. 20. Elbeik S., Thomas M. Project Skills. — Oxford : Butterworth-Heinemann, 1998. — 216 p. 21. Schwieger D., Surendran K. A Project Management Approach to Applying Best Practices to Online CS/MIS Experiential Learning Projects // Information Systems Education Journal (ISEDJ). 2015. Vol. 13. No. 6. P. 35–42. 22. Рябов О. Н. Проектирование как технология раскрытия неопределенности в контексте устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/30486/stat’ya_o.n._ryabov.pdf?sequence=1 (дата обращения: 28.06.2019). 23. Курзюкова Ф. В. Обучающий проект – эффективный инструмент формирования компетенций студентов вуза. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. — 146 с. |