Прокатное производство и ОМД | |
ArticleName | Совершенствование режимов прокатки железнодорожных рельсов в обжимных клетях универсального рельсобалочного стана |
ArticleAuthor | А. А. Уманский, А. В. Головатенко, В. Н. Кадыков |
ArticleAuthorData | ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВО «СибГИУ»):
|
Abstract |
Одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед отечественной металлургией, является освоение производства длинномерных железнодорожных рельсов, соответствующих требованиям мировых стандартов. Запуск и начальный период эксплуатации первого в России универсального рельсобалочного стана на предприятии АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (АО «ЕВРАЗ ЗСМК»), основным сортаментом которого являются длинномерные (длиной до 100 м) железнодорожные рельсы, позволил выявить ряд существенных проблем. В частности, отсутствие научно обоснованных методик расчета сопротивления деформации рельсовых сталей является сдерживающим фактором при разработке и совершенствовании режимов прокатки. С целью решения указанной проблемы проведен комплекс экспериментальных исследований сопротивления деформации рельсовой стали марки Э78ХСФ на установке Hydrawedge II, входящей в состав комплекса для физического моделирования термомеханических процессов Gleeble System 3800. Обобщение и статистическая обработка полученных результатов позволили разработать статистическую модель зависимости сопротивления деформации от термомеханических параметров прокатки (температура, скорость и степень деформации) и химического состава стали, проверка адекватности которой в условиях рельсобалочного стана АО «ЕВРАЗ ЗСМК» показала достаточно высокую сходимость расчетных и фактических данных по условию прокатки. С использованием статистической модели расчета сопротивления деформации разработан новый режим прокатки железнодорожных рельсов в обжимных клетях рельсобалочного стана АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Основными отличительными особенностями которого явилось снижение количества проходов во второй обжимной клети и переход на «косорасположенные» рельсовые калибры с уклоном боковых стенок до 18 % на начальной стадии формирования рельсового профиля. Опытно-промышленное опробование нового режима прокатки рельсов показало его высокую технико-экономическую эффективность: зафиксировано уменьшение удельного расхода электроэнергии в обжимных клетях на 0,51 кВт·ч/т, снижение отбраковки рельсов по поверхностным дефектам прокатного происхождения на 0,5 %, снижение расхода прокатных валков второй обжимной клети на 0,51 кг/т, уменьшение такта прокатки в обжимных клетях на 10 с. Фактический экономический эффект составил 98,6 млн. руб/год.
|
keywords | Железнодорожные рельсы, универсальный рельсобалочный стан, режим прокатки, сопротивление деформации, статистическая модель, обжимные клети, рельсовые калибры |
References | 1. Никитина Л. А. Состояние и перспективы развития производства проката в России и за рубежом. Ч. IV // Производство проката. 2000. № 11. С. 2–10. 13. Полухин П. И., Гун Г. Я., Галкин А. М. Сопротивление пластической деформации металлов и сплавов. — М. : Металлургия, 1983. — 352 с. |
Language of full-text | russian |
Full content | Buy |