Производство проката | |
ArticleName | Исследование закономерностей прокатки трамвайных рельсов в четырехвалковых калибрах |
ArticleAuthor | В. Н. Перетятько, С. В. Сметанин |
ArticleAuthorData | ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»: В. Н. Перетятько, e-mail: kafkshp@sibsiu.ru
АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», Новокузнецк, Россия: |
Abstract | В материалах статьи приведены результаты научно-практической работы по исследованию и оптимизации процесса горячей прокатки рельсового профиля в предчистовых и чистовых четырехвалковых разрезных калибрах. Как известно, при прокатке в четырехвалковых рельсовых калибрах со стороны вертикальных роликов, формирующих подошву и головку профиля, действуют различные усилия прокатки, что приводит к осевому смещению валков, а также неблагоприятно сказывается на стабильности прокатываемого профиля, с точки зрения позиционирования горизонтальных валков Это сопровождается дополнительными настройками калибра и неэффективным использованием мощности привода клети, которая расходуется на деформацию опорных узлов горизонтальных валков по направлению, соответствующему большему деформирующему усилию. Исследуемые четырехвалковые калибры имеют горизонтальные приводные валки, а вертикальные валки являются неприводными. В качестве объекта исследования был выбран один из самых сложных рельсовых профилей, который является асимметричным не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскостях – это трамвайный желобчатый рельс. На этапе исследования различных схем прокатки в четырехвалковых калибрах были определены факторы и уровни их варьирования с целью определения их влияния на получение требуемого профиля с использованием метода планирования многофакторного эксперимента. Выполнение исследования на этапе планирования эксперимента проводили с помощью компьютерного математического моделирования в соответствии с основами механики сплошных сред. По разработанным схемам деформации были получены математические зависимости смещаемых объемов металла от усилий прокатки в горизонтальной плоскости под действием обжатия вертикальными роликами. По итогам компьютерного моделирования в технологических схемах, в которых были получены оптимальные результаты, были реализованы опытно-промышленные процессы прокатки, в результате которых были получены действительные усилия прокатки. Установлена хорошая сходимость результатов компьютерного моделирования и промышленных экспериментов. По полученным данным была разработана математическая модель, которая позволяет получить энергоэффективную технологию прокатки асимметричных рельсовых профилей. |
keywords | Горячая прокатка, трамвайный рельс, усилие прокатки, факторное планирование эксперимента, промышленный эксперимент, энергоэффективная технология, смещаемые объемы металла, компьютерное моделирование, четырехвалковые калибры |
References | 1. Зайков М. А., Полухин В. П., Зайков А. М., Смирнов Л. Н. Процесс прокатки. — М. : МИСИС, 2004. — 640 с. |
Language of full-text | russian |
Full content | Buy |