Материаловедение | |
ArticleName | Дегазация и модифицирование алюминиево-оловянных сплавов |
DOI | 10.17580/tsm.2016.01.12 |
ArticleAuthor | Миронов А. Е., Гершман И. С., Котова Е. Г. |
ArticleAuthorData | Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, Москва, Россия: А. Е. Миронов, ведущий научный сотрудник |
Abstract | Проведено сравнение влияния дегазирующих и модифицирующих свойств различных реагентов на свойства и структуру литых антифрикционных алюминиево-оловянных сплавов. В настоящее время большинство алюминиево-оловянных сплавов используют в качестве антифрикционного слоя двухслойных подшипников скольжения. Конструкция этих подшипников представляет собой прочный стальной корпус, соединенный прокатанным антифрикционным материалом. Но первым этапом получения материала является литье. Литые антифрикционные алюминиево-оловянные сплавы разрабатывают для замены антифрикционных бронз в узлах трения вал – подшипник. Литые подшипники могут разрушаться не только в результате износа, но и из-за усталостных повреждений. В связи с этим механические свойства сплавов для подшипников важны не менее, чем антифрикционные. Влияние на механические свойства сплавов оказывает не только их состав, но и технология плавки и литья. Показано влияние данных технологических операций на химический состав, микроструктуру и свойства сплава. Выявлено преимущество дегазатора-модификатора «Зернолит-2» перед препаратами фирмы Schafer. Отмечено, что применение дегазаторов и модификаторов позволяет улучшить механические свойства и горячеломкость литых антифрикционных алюминиево-оловянных сплавов. Показано, что использование дегазатора-модификатора «Зернолит-2» приводит к повышению прочности и пластичности, снижению горячеломкости сплава по сравнению с использованием препаратов фирмы Schafer. Повышенное шлакообразование при применении дегазатора-модификатора «Зернолит-2» указывает на лучшую по сравнению с препаратами фирмы Schafer очистку сплава от примесей. Обсуждены механизмы воздействия дегазаторов и модификаторов на свойства и структуру сплава. Улучшение механических свойств и снижение горячеломкости связано с изменением химического состава, вызванного очисткой сплавов от вредных примесей. В частности, отмечена высокая степень очистки с помощью дегазаторов от вредного интерметаллида на основе алюминия и железа. Дополнительное влияние на повышение механических свойств алюминиево-оловянных антифрикционных сплавов при использовании модификаторов и дегазаторов оказывает значительное уменьшение размеров зерен алюминия и включений мягкой структурной составляющей. Работа выполнена при поддержке гранта Россий ского научного фонда (проект № 14-19-01033). |
keywords | Алюминиево-оловянные сплавы, дегазация, модифицирование, размер зерна, структура, горячеломкость, механические свойства, шлакообразование |
References | 1. Буше Н. А. и др. Подшипники из алюминиевых сплавов. — М. : Транспорт, 1974. — 256 с. 6. Kim Il-Young, Lee Jung-Hee, Lee Gyu-Sun, Baik Seung-Hyun, Kim Young-Jig, Lee Young-Ze. Friction and wear characteristics of the carbon nanotube – aluminum composites with different manufacturing conditions // Wear. 2009. Vol. 267, No. 1–4. P. 593–598. |
Language of full-text | russian |
Full content | Buy |