Journals →  Цветные металлы →  2013 →  #9 →  Back

К 100-летию со дня рождения академика И. Н. Фридляндера
ArticleName Научное наследие академика И. Н. Фридляндера. Современные исследования магниевых и литейных алюминиевых сплавов в ВИАМе
ArticleAuthor Дуюнова В. А., Гончаренко Е. С., Мухина И. Ю., Уридия З. П., Волкова Е. Ф.
ArticleAuthorData

ФГУП ВИАМ, г. Москва, Россия

В. А. Дуюнова, исполн. обяз. нач. лаб. «Магниевые и литейные алюминиевые сплавы», e-mail: lab24@viam.ru

Е. С. Гончаренко, нач. сектора

И. Ю. Мухина, нач. сектора

З. П. Уридия, науч. сотр.

Е. Ф. Волкова, нач. сектора

Abstract

Статья посвящена современным исследованиям магниевых и литейных алюминиевых сплавов, проводимым сотрудниками ФГУП «ВИАМ». Основы всех рассматриваемых работ были заложены академиком И. Н. Фридляндером и получили развитие благодаря его активному руководству и непосредственному участию. Литейные алюминиевые сплавы занимают важное место среди конструкционных материалов благодаря сочетанию высокой удельной прочности, коррозионной стойкости, хорошей технологичности, их широко применяют в различных областях машиностроения. Магниевые сплавы в настоящее время вызывают особый интерес у конструкторов авиационной и космической техники. За последние 15–20 лет производство первичного магния в мире практически удвоилось и достигло 500–550 тыс. т/год. Магниевые сплавы являются не только самыми легкими металлическими конструкционными материалами, но и остаются единственными конкурентами конструкционных пластмасс по массовым характеристикам, имея перед ними существенные преимущества. Основные преимущества магниевых сплавов — это малая плотность (1800–1900 кг/м3), высокая удельная прочность, жесткость, виброустойчивость, позволяющие применять литые и деформируемые детали в конструкциях авиакосмической и военной техники, спутниковых систем, энергетических и газоперекачивающих установок, оптических приборов и др. Ввиду того, что магниевые сплавы в 1,5 раза легче алюминиевых, в 4 раза легче стали и чугуна, их применение снижает массу изделий на 25–30 %. Отдельный раздел посвящен достижениям учеников Иосифа Наумовича начала 2000-х гг. — молодых специалистов ФГУП ВИАМ, многие из которых стали кандидатами наук и продолжают свои научные исследования в области легких сплавов.

keywords Легкие сплавы, алюминий, магний, микроструктура, плавка, штамповка, литье
References

1. Колобнев И. Ф. Термическая обработка алюминиевых сплавов. — М. : Металлургия, 1966. — 394 с.
2. Колобнев И. Ф. Жаропрочность литейных алюминиевых сплавов. — М. : Металлургия, 1973. — 320 с.
3. Аристова Н. А., Колобнев И. Ф. Термическая обработка литейных алюминиевых сплавов. — М. : Металлургия, 1977. — 144 с.
4. Лебедев В. М., Гончаренко Е. С. Конструкционные литейные алюминиевые сплавы на основе системы Al – Cu // Технология легких сплавов. 1994. № 5/6. С. 63–67.
5. Лебедев В. М., Мельников А. В., Постников Н. С., Черкасов В. В. Высокоэффективные литейные алюминиевые сплавы // Авиационные материалы на рубеже XX–XXI веков : науч.-техн. сб. — М. : ВИАМ — ГНЦ РФ, 1994. С. 101–105.
6. Гончаренко Е. С., Корнышева И. С. Литейный алюминиевый сплав АЛ4МС для агрегатного литья // Технология легких сплавов. 2009. № 3. С. 99–101.
7. Гончаренко Е. С., Корнышева И. С. Авиационные отливки, полученные литьем по газифицируемым моделям // Литейное производство. 2011. № 6. С. 21.
8. Корнышева И. С., Волкова Е. Ф., Гончаренко Е. С., Мухина И. Ю. Динамика и перспективы развития магниевых и литейных алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии : юбилейный науч.-техн. сб. Приложение к журн. «Авиационные материалы и технологии». — М. : ВИАМ, 2012. С. 212–222.
9. Антипов В. В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Там же. С. 157–167.
10. Каблов Е. Н. Основные итоги и направления развития материалов для перспективной авиационной техники // 75 лет. Авиационные материалы. Избранные труды «ВИАМ» 1932–2007 : юбилейный науч.-техн. сб. — М. : ВИАМ, 2007. С. 20–26.
11. Пат. 2188873 РФ. МПК С 22 С 23/00. Способ получения магниевого сплава / Каблов Е. Н., Фридляндер И. Н., Жирнов А. Д., Мухина И. Ю., Степанов В. В., Уридия З. П., Детков П. Г., Жуланов Н. К., Белкин Н. А., Ваал И. В. ; заявл. 09.01.2001 ; опубл. 10.09.2002.
12. Волкова Е. Ф., Мухина И. Ю. Новые материалы на магниевой основе и высокоресурсные технологии их производства // Технология легких сплавов. 2007. № 2. С. 28–34.
13. Каблов Е. Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. // Авиационные материалы и технологии : юбилейный науч.-техн. сб. Приложение к журналу «Авиационные материалы и технологии». — М. : ВИАМ, 2012. С. 7–17.
14. Волкова Е. Ф. Современные деформируемые сплавы и композиционные материалы на основе магния // МиТОМ. 2006. № 11. С. 5–9.
15. Волкова Е. Ф., Морозова Г. И. Структурно-фазовое состояние и свойства цирконийсодержащего магниевого сплава МА14 // Там же. 2006. № 1. С. 24–28.
16. Волкова Е. Ф., Морозова Г. И. Роль водорода в деформируемых магниевых сплавах системы Mg – Zn – Zr – РЗМ // Там же. 2008. № 3. С. 13–17.
17. ГОСТ 14957–76. Сплавы магниевые деформируемые. Марки. — Введ. 01.01.1978.
18. Волкова Е. Ф., Моисеев Н. В. Особенности деформации высокопрочных магниевых сплавов в режиме сверхпластичности // Авиационные материалы и технологии. — Вып.: Перспективные магниевые и титановые сплавы для авиакосмической техники. — М. : ВИАМ, 2002. С. 136–142.
19. Корнышева И. С., Волкова Е. Ф., Гончаренко Е. С. и др. Перспективы применения магниевых и литейных алюминиевых сплавов // Авиационные технологии и материалы : юбилейный науч.-техн. сб. — М. : ВИАМ, 2012. С. 212–222.
20. Садков В. В., Лапонов Ю. Л., Агеев А. П. и др. Перспективы и условия применения магниевых сплавов в самолетах ОАО «Туполев» // Металлургия машиностроения. 2007. № 4. С. 19–23.
21. Петрова А. П., Нарский А. Р. К 95-летнему юбилею Иосифа Наумовича Фридляндера // Там же. 2008. № 5. — Вторая страница обложки. С. 1–4.

Language of full-text russian
Full content Buy
Back