Неэффективное управление оборотным капиталом: горнодобывающие компании «зарывают деньги в землю»

27.02.2015, 17:47


СИДНЕЙ, МОСКВА, 27 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА. Горнодобывающим компаниям не хватает «легких денег» из-за неэффективного управления оборотным капиталом. Такой вывод содержится в новом отчете компании EY «Деньги, зарытые в землю: управление оборотным капиталом в горнодобывающей отрасли» (Cash in the ground: working capital management in the mining sector), который увидел свет 9 февраля. В рамках исследования EY проанализировала эффективность управления оборотным капиталом в 80 крупнейших горнодобывающих компаниях мира. Несмотря на положительные изменения в данной сфере в период с 2007 по 2011 годы, с 2011 года эффективность управления неуклонно снижается, говорится в отчете.


Пол Митчелл, руководитель международной группы EY по оказанию консультационных услуг компаниям горнодобывающей и металлургической отраслей, отмечает:

«В целом компании горнодобывающей отрасли откровенно плохо управляют оборотным капиталом. Они буквально зарывают деньги в землю. Большинство из них могли бы при желании за полтора года сократить оборотный капитал на 25-50%».


По словам Пола Митчелла, падение прибыли, обязательства по выплате дивидендов и постоянное давление со стороны акционеров, призывающих к обратному выкупу акций, подталкивают компании возвращать «упущенный капитал».

 

«В условиях падения доходов снижение оборотного капитала может стать конкурентным преимуществом и сыграть определяющую роль в успехе компании», – говорит Пол Митчелл.

 

Выводы

Согласно отчету, в 2013 году показатель оборачиваемости денежных средств (C2C) в горнодобывающей отрасли составлял 39 дней, тогда как в 2011 году – 38 дней (для сравнения: в нефтегазовой отрасли в 2013 году – это лишь 29 дней).

 

Анализ по отдельным сырьевым группам показал, что в период с 2011 по 2013 годы только компании, занимающиеся добычей алюминия, цинка и меди, улучшили управление оборотным капиталом.

 

«Уровень и степень изменения показателя C2C сильно разнятся между компаниями, представленными на различных сырьевых рынках. Это связано как с различиями в структурных и операционных аспектах их деятельности, так и с практикой ценообразования, участием в биржевой торговле сырьевыми товарами и волатильностью цен на полезные ископаемые», – говорит Пол Митчелл.

 

В 2013 году показатель C2C в железорудных и угольных компаниях составлял 25 дней, тогда как в платиновых и никелевых компаниях было зафиксировано максимальное значение показателя – 95 дней. В середине «шкалы» оказались компании, занятые на рынке алюминия (37 дней), золота (48 дней) и меди (51 день).

 

Пол Митчелл отмечает: «Хотя специфика операционной деятельности и характерные сложности в процессах, связанных с тем или иным видом сырья, могут потребовать дополнительного объема оборотного капитала, компаниям необходимо сравнивать свои показатели с показателями компаний аналогичной направленности.

Сложившаяся ситуация, которая усугубляется низкой производительностью, во многом является результатом многолетней стратегии компаний, проходившей под лозунгом «добыча любой ценой».


Решения

По словам Пола Митчелла, существует два наиболее действенных способа оптимизации оборотного капитала – совершенствование процессов и изменение отношения к деньгам, начиная с генерального и финансового директоров и заканчивая рядовыми сотрудниками.

 

«Задача повышения эффективности управления оборотным капиталом должна решаться путем реализации целого ряда инициатив, направленных как на совершенствование процессов его использования, так и на изменение всей парадигмы поведения, – считает он. – По итогам 2014 года мы ожидаем увидеть, что некоторые компании уже внедряют масштабные операционные и структурные изменения с целью повышения эффективности использования оборотного капитала».


Краткая информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

 

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 21 офисe нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Донецке, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4 800 специалистов.

 

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам.

 

Настоящий пресс-релиз выпущен EYGM Limited, компанией, входящей в состав глобальной организации EY, которая также не оказывает услуг клиентам.

 

По материалам компании EY