Тандем науки и производства: от идеи до воплощения в металле
02.09.2016, 17:16
В АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» создана новая структура: ООО «Проектно-конструкторский технологический институт машиностроения». С какой целью это сделано нам рассказал генеральный директор ПКТИМАш, доктор технических наук А. Литвиненко.
- Александр Витальевич, расскажите, на основании чего возникла идея создания института ПКТИМаш? Есть какие-либо основания для выделения инженерных служб «ЮУМЗ» в отдельное подразделение?
- Как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, основу развития современной экономики составляет научно-инженерная деятельность, благодаря которой осуществляется внедрение инновационных технических решений в производство.
В полной мере это относится и к отрасли машиностроения. Практика последних десятилетий работы ведущих зарубежных компаний, занявших сейчас существенную долю российского рынка изделий тяжелого машиностроения, включая оборудование для металлургической отрасли – «SIEMENS», «DEMAG», «DANIELI» - свидетельствует о том, что для этих высокоэффективных компаний характерна особая форма организации научно-инжиниринговой и производственной деятельности. Она характеризуется тем, что в вертикально-интегрированной структуре управления этих компаний созданы относительно обособленные, но работающие на единый конечный результат, юридически и экономически самостоятельные производственные и научно-инжиниринговые фирмы (предприятия), к которым головная компания выступает как руководящий орган. При этом производственные и инжиниринговые подразделения имеют тесные горизонтальные связи и их деятельность подчинена единой цели – созданию высокоэффективной конкурентоспособной продукции.
В качестве примеров аналогичной организации именно такого взаимодействия научно-инженерных и исследовательских центров с производственными подразделениями можно привести также деятельность известных производителей металлургического оборудования СНГ как Уралмашзавод (Екатеринбург) и «Ново-Краматорский машиностроительный завод» (Украина), производителей грузовых вагонов - «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил), «Объединенная Вагонная Компания» (Тихвин), «Алтайвагон» (Новоалтайск).
Многолетний успешный опыт работы этих компаний на внутренних и внешних рынках своего сегмента деятельности подтверждает преимущество именно такой организации взаимодействия научно-инженерных и производственных подразделений единой компании.
Поэтому идея организации Орского ПКТИМаш направлена на создание в Холдинге управляющая компания «РТХ» организационно-технических условий для интенсификации проектно-конструкторских и технологических разработок с целью обновления и расширения номенклатуры выпускаемой акционерным обществом «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» продукции тяжелого машиностроения, постановки на производство конкурентоспособных изделий, отвечающих передовым научным и техническим достижениям.
- Так что, решение о создании ОПКТИМаш было принято исключительно на основе опыта работы передовых машиностроительных компаний?
- Нет, это решение принималось, конечно, с учетом мирового опыта, но немаловажную роль сыграл и собственный опыт холдинга в организации производства грузовых вагонов. Когда в 2012 году было принято решение об освоении выпуска грузовых вагонов на Новозыбковском машиностроительном заводе, Генеральный директор управляющей компании «РТХ» кандидат экономических наук Сергей Шпак утвердил решение Совета директоров компании по организации в ее составе научно-инженерного центра вагоностроения «РТХ». Такой центр был создан в составе департамента по научно-техническому развитию холдинга.
Мне лично довелось работать директором научно-инженерного центра управляющей компании «РТХ» в период его становления, начиная с момента его создания, когда в штате было
всего 5 сотрудников. На сегодняшний день там работают более 30 высококвалифицированных разработчиков по всем типам существующих грузовых вагонов, а также специалистов-расчетчиков, оснащенных современным компьютерным оборудованием и специализированным программным обеспечением для проведения всех необходимых технических расчетов.
Сейчас можно с уверенностью говорить, что благодаря усилиям руководства Холдинга и коллектива научно-инженерного центра, НИЦ «РТХ» занимает передовые позиции среди ведущих разработчиков грузовых вагонов в РФ. Достаточно отметить, что его разработки уже в 2015 году признавались лучшими в конкурсе, проводимом Объединением производителей железнодорожной техники по определению лучшего инновационного проекта грузового вагона в РФ. В сентябре этого года на Международной выставке транспортной техники и логистики «InnoTrans 2016», (Берлин, Германия) будет представлен инновационный вагон-цистерна для серы расплавленной.
Производство грузовых вагонов по документации научного центра сейчас осуществляется на двух вагоностроительных заводах Холдинга – Новозыбковском и Армавирском машиностроительных заводах. По итогам работы в 2015 году эти заводы, при общем падении выпуска грузовых вагонов на других вагоностроительных предприятиях России, не только не снизили объемы производства, но и нарастили выпуск отдельных типов вагонов, востребованных на рынке. В этом есть и вклад научно-инженерного центра управляющей компании «РТХ», как разработчика «ликвидных» грузовых вагонов.
- Есть такое мнение, что выведение инженерных служб из состава завода осуществляется специально для того, чтобы оставить «мозговой центр» высококвалифицированных инженерно-технических работников и распродать производственные мощности. Что можно сказать по этому поводу?
- Довольно странное мнение… Мы уже говорили и о мировом опыте подобной организации инженерной деятельности в передовых машиностроительных компаниях, и об опыте самого Холдинга управляющей компанией «РТХ».
Вся ценность «мозгового» инженерного центра как раз и заключается в его неразрывной связи с проблематикой и номенклатурой производства завода, его технологическими возможностями. Именно в тесном единстве такого научно-инженерного и производственного комплекса, с обеспечением полного спектра инжиниринговых услуг на всех этапах цикла создания изделия, начиная от разработки конструкции, технологического процесса его производства, изготовления, испытаний, монтажа, введения в эксплуатацию изделия у заказчика и заключается смысл и эффективность его работы, направленной на достижение единого конечного результата. В отрыве от реального производства такие специализированные «мозги» сразу же потеряют свою ценность – кому нужны их разработки, если у предприятий-конкурентов имеются свои инжиниринговые компании, сориентированные на их номенклатуру и специфику производства. В режиме относительно «автономного» функционирования могут работать только академические и отраслевые институты с финансированием из госбюджета.
- Какие задачи ставятся перед ПКТИМаш? Чем конкретно будут заниматься его работники?
- Управляющая Компания «РэйлТрансХолдинг» стратегической целью поставила вывод «ЮУМЗ» в лидеры отечественного тяжелого машиностроения. Соответственно, деятельность института будет подчинена именно этой цели.
В качестве приоритетных задач, которые стоят перед единым коллективом инженерно-производственного комплекса «ЮУМЗ - ПКТИМаш» можно выделить следующие: повышение технического уровня и конкурентоспособности выпускаемых изделий; техническое перевооружение производственных мощностей завода на основе современного прогрессивного оборудования, а также внедрения новых технологий; повышение уровня качества и надежности выпускаемой продукции.
Естественно, большая роль в решении указанных задач принадлежит именно инженерным подразделениям конструкторов и технологов ПКТИМаш, призванным обеспечить как разработку конкурентоспособных изделий высокого технического уровня, отвечающих самым взыскательным требованиям заказчиков, так и соответствующую технологию их производства, обеспечивающую их высокое качество и надежность.
А заниматься работники института будут инжинирингом всей основной технической и производственной деятельности завода – от проработки заявок заказчиков совместно со службами маркетинга Холдинга и «ЮУМЗ», до разработки конструкторской документации, всех требуемых при изготовлении изделий технологических процессов, включая новые их разновидности, выбора покупных изделий и комплектующих, внедрения нового инструмента и материалов, конструкторско-технологического сопровождения производства, участия в монтаже изготовленного оборудования у заказчика и многое другое, то есть в самом тесном взаимодействии со всеми производственными подразделениями «ЮУМЗ».
В настоящий период времени формируется план работ по новой технике «ЮУМЗ» и ПКТИМаш на 2017 год, предусматривающий разработку и освоение в производстве «ЮУМЗ» ряда новых изделий и внедрение новых технологий.
- Какой будет подход к комплектованию института, какова его планируемая численность?
- Подход к комплектованию ПКТИМаш естественный – опора на собственные кадры конструкторско-технологических служб «ЮУМЗ». Конечно, мы видим типичные для промышленных предприятий России проблемы с возрастным распределением кадрового состава – преобладание высококвалифицированных специалистов предпенсионного, пенсионного возраста и молодых специалистов, с «провалом» работников среднего возраста. Необходимо будет в ближайшие годы форсированно повышать профессиональный уровень наших молодых работников, как за счет передачи опыта наставников-ветеранов, так и за счет организации их дополнительного обучения.
Будем также взаимодействовать в вопросах привлечения в институт и на завод лучших выпускников ОГТИ, о содействии чему уже имеется принципиальная договоренность с ректором Орского филиала ОГУ Геннадием Мелекесовым.
Что касается численности ПКТИМаш, то, по сравнению с численностью конструкторских и технологических подразделений «ЮУМЗ» - 465 чел, численность института на первоначальном этапе составит 493 чел. Дополнительные точки вводятся для усиления ряда наших ведущих конструкторских отделов (электропривода и автоматики, агломерационного оборудования, машин непрерывного литья заготовок), организуется новое подразделение – проектно-конструкторский отдел, призванный обеспечить решение имеющегося «узкого места» в производственной деятельности «ЮУМЗ» - разработки строительных чертежей, в первую очередь проектов на установку и подключение нового оборудования и др.
- Какие меры предполагается предпринять для укрепления кадрового состава института?
- Известный тезис о том, что «кадры решают все» нисколько не потерял свой актуальности и в наше время, поэтому руководством Холдинга задаче наращивания кадрового потенциала конструкторско-технологического корпуса уделяется серьезное внимание. В этом вопросе упор делается именно на подготовку собственных высококвалифицированных кадров, без которых создание высокотехнологичной продукции и работа над созданием новых видов продукции, повышением ее технико-экономических показателей, прочностных свойств, долговечности, снижением ее энергоемкости, массы, габаритов, улучшением дизайна, комфортности и, в целом, конкурентности на рынке просто невозможно.
На сегодняшний день разработана и утверждена руководством Управляющей компании комплексная программа организации и развития ПКТИМаш, охватывающая, в том числе, вопросы повышения квалификации и переподготовки кадровых сотрудников института по специализации конструкторских и технологических отделов, а также привлечения и подготовки молодых специалистов. Программой также предусмотрено проведение, на контрактной основе, заочного обучения работников «ЮУМЗ» рабочих профессий по требуемым для ПКТИМаш инженерным специальностям на условиях частичной оплаты за обучение с последующей отработкой не менее 3-х лет на инженерных должностях в институте.
В рамках реализации этой программы, в частности, была проведена рабочая встреча заместителя генерального директора управляющей компании «РТХ» по персоналу и организационному развитию Владислава Шутова, с участием первых руководителей «ЮУМЗ», ПКТИМаш и руководства Орского гуманитарно-технологического института для выработки совместных мероприятий по обучению, повышению квалификации и переподготовки специалистов ПКТИМаш на базе ОГТИ, в том числе с привлечением преподавателей Оренбургского государственного университета и других вузов России, готовящих специалистов по профилю деятельности ПКТИМаш.
В развитие комплексной программы разработаны, совместно с руководителем отдела обучения «ЮУМЗ» Ираидой Власкиной, отдельные программы по обучению конструкторов, технологов, расчетчиков и др. специалистов института.
На сегодняшний день уже начато теоретическое обучение специалистов (конструкторского отдела электропривода и автоматики по специализации «Управляющие системы» на базе фирмы «Ритал». Практические занятия и навыки будут отрабатываться непосредственно на «ЮУМЗ». На этот отдел, возглавляемый молодым и энергичным выпускником ОГТИ Денисом Окуневым, возлагаются серьезные задачи по освоению на «ЮУМЗ» собственного производства шкафов управления и разработки управляющих программ для всех выпускаемых изделий, исключая привлечение к этим работам сторонних организаций.
Обучение по другим направлениям (сварка, технология машиностроения, технические расчеты и др.) начнется после начала нового учебного года, начиная с октября 2016 года.
Комплексной программой предусматривается также приобретение для конструкторских и технологических подразделений ПКТИМаш современного компьютерного оборудования и специальных программных продуктов для проведения различных инженерных расчетов. Так, например, уже заключен договор на поставку для отдела главного конструктора машин непрерывного литья заготовок программ ANSYS Mechanical Enterprise и ANSYS Design Modeler.
- А что можно сказать о заработной плате и социальных льготах работников ПКТИМаш?
- Как уже было сказано, ПКТИМаш работает в единой связке с заводом. Поэтому все социальные льготы, имеющиеся у работников «ЮУМЗ», автоматически будут распространяться на сотрудников института. При этом, учитывая важность стоящих перед ПКТИМаш задач и необходимости закрепления квалифицированных кадров, Управляющей компанией, институтом и заводом принято решение о дифференцированном повышении уровня заработной платы специалистов конструкторских и технологических подразделений на основе проведения аттестации и индивидуального оценивания эффективности работы и сложности решаемых технических задач. Исходя из этого сформировано и утверждено штатное расписание ПКТИМаш. При переходе специалистов конструкторских и технологических подразделений в ПКТИМаш оклады работников будут, естественно, устанавливаться индивидуально, с учетом сложности, объема выполняемых функций и профессиональных показателей в работе.
Мы понимаем, что это, конечно, аванс на будущее и задача института в том, чтобы уже в ближайшее время приложить совместно с производственными подразделениями завод все усилия для увеличения объемов производства «ЮУМЗ» за счет освоения новых высокорентабельных изделий и прогрессивных технологий. При достижении таких целей будет повышаться зарплата у всех работников и завода, и института.
- В какой стадии сейчас находится процесс организации ПКТИМаш?
- Произведена регистрация института в Едином государственном реестре юридических лиц России после выполнения предшествующих этому разработки учредительных документов и Устава института, разработаны и утверждены организационная структура управления ПКТИМаш и схема взаимодействия инженерных служб «ЮУМЗ» и института, под руководством директора по персоналу «ЮУМЗ» Муратом Кущанова отделом труда и зарплаты разработано и согласовано с управляющей компанией «РТХ» штатное расписание ПКТИМаш.
С момента регистрации ПКТИМаш, с участием целого ряда отделов «ЮУМЗ» - юридического, планово-экономического, бухгалтерии, отдела труда и зарплаты, отдела кадров, охраны труда и техники безопасности и др., проведена большая работа по разработке и согласованию обязательных в случае организации нового предприятия документов. За этот период подготовлен необходимый пакет первичных локальных актов и документов, регламентирующих деятельность института.
В настоящее время ведется работа по обеспечению возможности ведения автоматизированного бухгалтерского учета с доработкой программы
«1С Бухгалтерия» под специфику деятельности ПКТИМаш, после чего начнется процесс перевода работников конструкторско-технологических подразделений «ЮУМЗ» в структуру Орского ПКТИМаш.
- Как будет осуществляться взаимодействие структурных подразделений «ЮУМЗ» и ПКТИМаш, в том числе и на уровне первых руководителей?
- Никаких революционных изменений в управлении работой инженерных подразделений не предвидится. Управляющей компанией разработана и утверждена организационная структура управления научно-производственным комплексом «ЮУМЗ-ПКТИМаш» в общей вертикально-интегрированной схеме управления Холдинга, которая обеспечивает гармоничное сочетание иерархии подчиненности, а также взаимных обязательств и прав всех структурных составляющих Холдинга.
Что касается взаимодействия первых руководителей «ЮУМЗ» и ПКТИМаш, то следует отметить, что генеральный директор акционерного общества «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» Григорий Пилипчук не только энергичный руководитель но, как человек творческий, сам принимает активное участие в выработке оптимальных решений как в сфере производства и управления заводом, так и непосредственно в технических вопросах, возникающих и в ходе проектирования специалистами института новых изделий, и при отработке технологии их изготовления в производстве. Поэтому все проблемные вопросы, появляющиеся на всех этапах деятельности института, находятся в зоне его личного внимания и обеспечиваются максимальной поддержкой при их решении.
Еще раз хочу подчеркнуть, что «ЮУМЗ» и ПКТИМаш составляют единый и неразрывный научно-технический комплекс, и это единство и теснейшая работа на общий конечный результат – от рождения технической идеи и до ее воплощения в металле – и является залогом нашего успеха в поставленной руководством управляющей компании «РТХ» цели – выведения «ЮУМЗ» в лидеры отечественного тяжелого машиностроения.
По материалам
Другие новости компании
- 23.10.2018 «ОРМЕТ» модернизирует обогатительную фабрику
- 31.07.2018 «ОРМЕТ» вводит в эксплуатацию объекты рудника «Джусинский»
- 06.04.2018 Техперевооружение на ЮУМЗе в действии
- 10.11.2017 Южуралмаш реализует крупнейший проект в рамках модернизации металлургического завода на Кубе
- 22.08.2017 Строительство нового угольного терминала в ЗАТО город Фокино в Приморском крае ведется с использованием оборудования ОРМЕТО-ЮУМЗ
- 21.08.2017 Новый рубеж в тяжелом машиностроении
- 01.06.2017 Доменное оборудование марки ОРМЕТО-ЮУМЗ экспортируется на крупнейшие металлургические предприятия центральной и юго-восточной Европы
- 29.03.2017 Оборудование орских машиностроителей для Магнитки
- 27.04.2016 Группа компаний «РэйлТрансХолдинг» и Bedeschi S.p.A. создадут совместное предприятие на базе «Южно-Уральского машиностроительного завода»
- 02.02.2016 Руководитель новый, курс на развитие — прежний