| Прокатка и другие процессы ОМД | |
| Название | Моделирование зависимости кривизны переднего конца тонкого сляба от условий прокатки стали |
| DOI | 10.17580/chm.2025.08.04 |
| Автор | Д. Б. Ефремов, Ш. Абдурашидов |
| Информация об авторе | Университет науки и технологий МИСИС, Москва, Россия Д. Б. Ефремов, доцент кафедры обработки металлов давлением, канд. техн. наук, эл. почта: defremov@list.ru |
| Реферат | Стремление к повышению скорости прокатки и производительности прокатных станов, а также улучшению качества продукции и снижению ее себестоимости требует решения проблемы устойчивости движения листового проката между клетями непрерывной группы. На первых проходах стремятся к повышенным частным обжатиям, но увеличение коэффициентов вытяжки и углов захвата повышает риск искривления переднего конца полосы, затрудняет захват полосы валками следующей клети. Риски аварийного торможения и останова полосы между клетями непрерывной группы ограничивают частные обжатия, скорость прокатки, производительность стана или литейно-прокатного комплекса (ЛПК). На примере условий работы стана 1950, первого в России ЛПК компании ОМК (г. Выкса), смоделированы первые операции прокатки углеродистой стали в зоне сдвоенных черновых клетей. Исследование выполнено на основе конечно-элементного трехмерного моделирования в программном комплексе QForm. В качестве выходной характеристики принята величина кривизны полосы 1/R (R — радиус кривизны полосы) после обжатия сляба эджерными валками и выхода из горизонтальных валков первой клети. Принят во внимание процесс износа валков. Из возможных причин искривления при горячей прокатке особое внимание уделено факторам: различие «факторов трения» (термин QForm) валков одной пары; различие диаметров валков; разность скоростей вращения горизонтальных валков (на стане 1950 данной функции нет, привод валков общий). Показаны примеры технических средств для мониторинга кривизны полосы при прокатке в условиях производства, возможности и практическая значимость которых возрастают в условиях цифровизации производства. Безопасное повышение частных обжатий и скорости прокатки в непрерывных группах прокатных станов уменьшит температурный клин, даст возможность получить более тонкий горячекатаный лист и повысить качество проката. Использование моделей кривизны по базе накопленных данных позволит прогнозировать момент аварийного стопорения полосы, выбрать оптимальный момент для смены валков, выявить способы управления процессом и повысить стабильность производства. |
| Ключевые слова | Горячая листовая прокатка, тонкий сляб, искривление полосы, метод конечных элементов, измерение, управление |
| Библиографический список | 1. Pustovoytov D., Pesin A., Tandon P. Asymmetric (hot, warm, cold, cryo) rolling of light alloys: A review // Metals. 2021. Vol. 11, Iss. 6. 956. 4. Zinyagin A. G., Borisenko N. R., Muntin A. V., Kruychkova M. O. Features of finite element modeling for hot rolling process of clad sheets and strips // CIS Iron and Steel Review. 2023. Vol. 26. P. 51–57. |
| Language of full-text | русский |
| Полный текст статьи | Получить |



