Журналы →  Черные металлы →  2024 →  №6 →  Назад

Научная школа Г. С. Гуна. К 85-летию со дня рождения
Название Определение гамма-процентной наработки до отказа шаровых пальцев шарниров подвески и рулевого управления автомобиля, изготовленных из среднеуглеродистой низколегированной стали
DOI 10.17580/chm.2024.06.07
Автор Ф. А. Столяров, И. Г. Гун, А. Р. Вахитов, А. В. Смирнов
Информация об авторе

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия

Ф. А. Столяров, аспирант, эл. почта: stolyarov.f.a@yandex.ru

 

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия1 ; АО НПО «БелМаг», Магнитогорск, Россия2
И. Г. Гун, профессор1, генеральный директор2, докт. техн. наук, эл. почта: goun@belmag.ru

 

АО НПО «БелМаг», Магнитогорск, Россия
А. Р. Вахитов, главный конструктор, канд. техн. наук, эл. почта: vakhitov@belmag.ru
А. В. Смирнов, директор по закупкам, канд. техн. наук, эл. почта: alexey.smirnov@belmag.ru

Реферат

Одним из наиболее важных показателей, определяющих надежность шаровых шарниров подвески и рулевого управления автомобилей, согласно требованиям отечественных стандартов и технических спецификаций автопроизводителей, является долговечность эксплуатации, которая, в частности, характеризуется гамма-процентной наработкой до отказа шаровых пальцев. По требованию многих производителей автомобилей в процессе проектирования узлов подвески и рулевого управления необходимо определять наработку до отказа шаровых пальцев, в течение которой отказ объекта не возникнет с вероятностью 90 %. В основе определения указанного показателя находится анализ данных по случайной выборке двухпараметрического распределения Вейбулла, полученных по результатам проведения эксперимента. Рассмотрен порядок определения гамма-процентной наработки до отказа шаровых пальцев рулевых наконечников автомобиля марки «лада ларгус», выполненных из среднеуглеродистой низколегированной стали.

Ключевые слова Уровень качества, шаровой шарнир, надежность, шаровой палец, гамма-процентный ресурс, усталостная прочность, распределение Вейбулла
Библиографический список

1. Раймпель Й. Шасси автомобиля: Рулевое управление : пер. с нем. В. Н. Пальянова / под ред. А. А. Гальбрейха. — М. : Машиностроение, 1987. — 232 с.
2. Гун И. Г., Вахитов А. Р., Столяров Ф. А. и др. Расчетное определение усилия начала пластической деформации при изгибе пальца шарового наружного рулевого наконечника автомобиля посредством моделирования процесса статических испытаний // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2021. Т. 19. № 2. С. 23–31.
3. ГОСТ 52433–2005. Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и испытания. — Введ. 01.01.2007.
4. Гормаков А. Н. Материаловедение и технология обработки конструкционных материалов в приборостроении : учебное пособие. — Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 340 с.

5. Todorov R., Khristov Kh. Widmanstatten structure of carbon steels // Metal Science and Heat Treatment. 2004. Vol. 46. P. 49–53.
6. Rymarz J., Niewczas F., Stoklosa J. Reliability evaluation of the city transport buses under actual conditions // Transport and Telecommunication. 2015. Vol. 16, Iss. 4. P. 259–266.
7. Rahman M. M., Kadirgama K., Noor M. M., Rejab M. R. M., Kesulai S. A. Fatigue life prediction of lower suspension arm using strain-life approach // European Journal of Scientific Research. 2009. Vol. 3 P. 437–450.
8. Kozłowski E., Borucka A., Szymczak T., Świderski A., Gil L. Predicting the fatigue life of a ball joint // Transport and Telecommunication. 2021. Vol. 22. No. 4. P. 453–460.
9. Masilamani R., Suresh P., Saravanakumar J., Gowtham K., Deepak S. Predicition of fatigue life cycle on steering knuckle ball joint // National Conference on Trends in Automotive Parts Systems and Applications (TAPSA-2016). 2016. Vol. 5, Iss. 7. P. 44–50.
10. Khatri N., Darsivan F., Faris W., Ismail A. Fatigue life study of suspension ball joints on the basis of ride quality // International Journal of Vehicle Noise and Vibration. 2020. Vol. 16. P. 69–75.
11. Родионов Ю. В., Войнов А. А., Петренко В. О., Шмелев Б. А. Исследование долговечности шаровых опор автомобилей // Техническое регулирование в транспортном строительстве. 2017. № 5(25). С. 42–44.
12. Бойко Н. Г., Устименко Т. А. Теория и методы инженерного эксперимента : курс лекций. — Донецк : ДонНТУ, 2009. — 158 с.
13. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов. — 9-е изд., стер. — М. : Высшая школа, 2003. — 579 с.
14. Navidi W. Statistics for engineers and scientists. — New York : McGraw-Hill Education, 2020. — 910 p.

Language of full-text русский
Полный текст статьи Получить
Назад