Журналы →  Черные металлы →  2019 →  №8 →  Назад

Кадровая политика и охрана труда
Название Роль взаимодействия вуз — производство в организации проектного обучения при подготовке инженеров
Автор И. В. Дубова, Г. С. Саначева, С. И. Осипова
Информация об авторе

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Институт цветных металлов и материаловедения, Красноярск, Россия:
И. В. Дубова, канд. техн. наук, доцент кафедры фундаментального естественнонаучного образования, эл. почта: idubova@mail.ru
Г. С. Саначева, канд. техн. наук, доцент кафедры литейного производства
С. И. Осипова, докт. пед. наук, профессор кафедры фундаментального естественнонаучного образования

Реферат

Дан анализ роли взаимодействия вуза и производства в организации проектного обучения инженеров на основе компетентностного подхода. Показано, что обучение через проект позволяет развивать проектно-внедренческую компетенцию (ПВК) в профессиональной деятельности, повышает личностную значимость конкретных дисциплинарных знаний и образования в целом. Рассмотрен опыт организации обучения через практико-ориентированные проекты при подготовке бакалавров металлургического направления в рамках идеологии CDIO1. Обосновано, что внедрение идеологии CDIO позволяет повысить практический аспект образовательной программы, способствует установлению более тесных связей между участниками образовательного процесса. Приведены способы установления взаимодействия с работодателем и подходы к выбору тематики практико-ориентированных проектов и организации сквозных междисциплинарных интегрированных проектов (СИМП). Предложены критерии определения тем сквозных междисциплинарных проектов. На примере решения реальной проблемы металлургического предприятия приведено дерево задач, рассмотрено определение уровней проектов и формирование проектных команд. Предложена схема интерактивного взаимодействия при организации проектного обучения в соответствии с проблемами и задачами реального производства, демонстрирующая вовлечение студентов, магистрантов, преподавателей и сотрудников производственных предприятий. Отмечено, что при выполнении проектов, ориентированных на задачи производства, нарушается линейность обучения, что требует создания системы дисциплин, соответствующих задачам проекта и требованиям к результатам обучения. Итоги мониторинга ПВК в течение семи семестров показали положительную динамику, что подтверждает эффективность проектного обучения, при этом все заинтересованные стороны получают свои преимущества, позволяющие повысить конкурентоспособность.

Ключевые слова Компетентностный подход, профессиональная компетентность, междисциплинарный проект, идеология CDIO, качество инженерного образования, междисциплинарное взаимодействие, практикоориентированность инженерного образования
Библиографический список

1. Netkachev A. V., Plakhotin I. S., Solovyev S. V., Shimov V. V. A new approach to training of designers at the industrial enterprise // CIS Iron and Steell Review. 2015. Vol. 10. P. 40–43.
2. Рудской А. И., Боровков А. И., Романов П. И., Колосова О. В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России. 2018. № 2(220). С. 5–18.
3. Осипова С. И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. № 6. С. 53–59.
4. Неткачев А. Б. Совершенствование магистерской программы «Проектный и инвестиционно-строительный менеджмент в металлургии» в Уральском федеральном университете // Черные металлы. 2018. № 2. С. 75–78.
5. Ищенко В., Сазонова З. Интеграция образования, науки, производства. Опыт практического решения // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 23–31.
6. Неткачев А. Б. Роль проектантов-технологов в обеспечении безопасности создаваемых промышленных объектов // Черные металлы. 2017. № 7. С. 64–67.
7. Исаев А. П., Плотников Л. В. Учебный инжиниринг в контексте реализации идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 45–52.
8. Kohn Rådberg K., Lundqvist U., Malmqvist J., Hagvall Svensson O. From CDIO to challenge-based learning experiences — expanding student learning as well as societal impact? // European Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 43. P. 1–16. DOI: 10.1080/03043797.2018.1441265
9. Edström K. The role of CDIO in engineering education research: Combining usefulness and scholarliness // European Journal of Engineering Education. 2017. No. 11. P. 1–15. DOI: 10.1080/03043797.2017.1401596
10. Crawley E. F., Malmqvist J., Ostlund S., Brodeur D. Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach. — Switzeland : Springer, 2007.
11. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 137–139.
12. Дубова И. В., Саначева Г. С. Интерактивное взаимодействие «вуз – производство» при подготовке бакалавров металлургии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3(19). С. 130–135.
13. Международный семинар по вопросам инноваций и реформирования инженерного образования // Всемирная инициатива CDIO: материалы для участников семинара : пер. С. В. Шикалова) / под ред. Н. М. Золотаревой и А. Ю. Умарова. — М. : Изд. дом МИСИС, 2011. — 60 с.
14. Осипова С. И., Рябов О. Н. Обоснование педагогических условий формирования проектировочно-внедренческой компетентности бакалавров-инженеров на основе идей CDIO // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10. С. 181–184.
15. Savage R. N., Chen K. C., Vanasupa L. Integrating Project-based Learning Throughout the Undergraduate Engineering Curriculum // Materials Engineering. Depatment — California Polytechnic State University at San Luis Obispo. URL : https://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1001&context=mate_fac
16. Genc B., Mitra R. Mine Planning and Design for Mining Engineering learners at Wits University // The Journal of the Southern African Institute of Mining and Metallurgy. 2018. Vol. 118. P. 865–868.
17. Yu-Chiung Hsu, Ya-Ming Shiue. Exploring the Infl uence of Using Collaborative Tools on the Community of Inquiry in an Interdisciplinary Project-Based Learning Context // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14. P. 933–945. DOI: 10.12973/ejmste/81149
18. Кожевников А. В. Реализация междисциплинарных проектов при разработке практико-ориентированных инженерных образовательных программ в рамках международных стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3. С. 7–8. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34442 (дата обращения: 28.06.2019).
19. Игнатова И. Г., Балашов А. Г., Соколова Н. Ю. Междисциплинарные проекты как способ формирования компетенций при реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2014. № 5. C. 86–92.
20. Elbeik S., Thomas M. Project Skills. — Oxford : Butterworth-Heinemann, 1998. — 216 p.
21. Schwieger D., Surendran K. A Project Management Approach to Applying Best Practices to Online CS/MIS Experiential Learning Projects // Information Systems Education Journal (ISEDJ). 2015. Vol. 13. No. 6. P. 35–42.
22. Рябов О. Н. Проектирование как технология раскрытия неопределенности в контексте устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/30486/stat’ya_o.n._ryabov.pdf?sequence=1 (дата обращения: 28.06.2019).
23. Курзюкова Ф. В. Обучающий проект – эффективный инструмент формирования компетенций студентов вуза. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. — 146 с.

Language of full-text русский
Полный текст статьи Получить
Назад