55 лет АО «ЕВРАЗ ЗСМК» | |
Название | Разработка энергоэффективной технологии прокатки длинномерных железнодорожных рельсов на универсальном рельсобалочном стане АО «ЕВРАЗ ЗСМК» |
Автор | А. В. Головатенко, В. В. Дорофеев, А. В. Добрянский, Д. Э. Первушин |
Информация об авторе | АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», Новокузнецк, Россия:
В работе принимал участие А. В. Мезенцев. |
Реферат | Опыт освоения прокатки железнодорожных рельсов в условиях рельсобалочного стана АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (далее — ЕВРАЗ ЗСМК), введенного в эксплуатацию в 2013 г., по проектным программам калибровок валков, разработанным специалистами немецкой фирмы SMS Meer, показал, что наибольшие трудности в процессе прокатки создавались при формировании профиля в прямых закрытых несимметричных рельсовых калибрах. Малые уклоны фланцев в закрытых ручьях этих калибров (2–4 %) и существенное отличие деформационно-скоростных условий формоизменения ме- талла в элементах закрытых калибров приводят к значительному защемлению раската в закрытых фланцах и изгибу его переднего конца, а также к общему скручиванию при выходе из калибра. Из-за малых выпусков ручьев рельсовых закрытых калибров они быстро вырабатывались по ширине, а полное восстановление их было затруднено в связи с необходимостью большого съема металла с валков при переточках, намного превышающего запланированный регламент. Вследствие этого валки перетачивались с увеличением ширины калибров, превышающей к концу эксплуатации комплекта номинальную величину на 14–16 мм. По этой причине после каждой переточки валков программу калибровки на стане тандем необходимо было изменять для обеспечения стабильности прокатки. Значительные недостатки схемы прокатки железнодорожных рельсов, представленной поставщиком оборудования рельсобалочного стана, обусловили необходимость разработки нового режима прокатки, основными отличительными особенностями которого явились: использование интенсифицированного режима обжатий в первой обжимной клети; снижение числа проходов во второй обжимной клети; применение во второй обжимной клети рельсовых калибров наклонного типа с разъемами по диагонали вместо рельсовых калибров закрытого типа. Высокая технологичность использования нового режима прокатки предварительно обоснована расчетами статистических моментов двигателей обжимных клетей. Для реализации технического решения по совершенствованию режима прокатки длинномерных железнодорожных рельсов был разработан и внедрен в производство новый способ калибровки косорасположенных калибров с чередующимся направлением наклонов в валках клети дуо для прокатки железнодорожных рельсов, исключающий влияние опорных конусов в валках с косорасположенными калибрами с чередующимся направлением наклонов на сближение валков до нулевого значения по буртам. Внедрение данного способа позволило достичь качественного оформления геометрических параметров профиля в процессе прокатки за счет расширения диапазона настройки калибров, повышения качества рельсов, стойкости валков и производительности стана. Суммарный экономический эффект от использования нового способа калибровки косорасположенных калибров с чередующимся направлением наклона при прокатке длинномерных железнодорожных рельсов на универсальном рельсобалочном стане ЕВРАЗ ЗСМК составил 30,6 млн р. Внедрение усовершенствованного режима прокатки железнодорожных рельсов показало значительное улучшение технико-экономических показателей. Снижение числа проходов в обжимных клетях и использование нового способа калибровки косорасположенных рельсовых калибров с чередующимся направлением наклонов в валках обжимной клети позволило увеличить производительность стана при прокатке рельсов типа Р65 до 195 т/ч, снизить удельный расход электроэнергии на 0,51 кВт·ч/т и расход прокатных валков на 0,51 кг/т, уменьшить отбраковку рельсов по дефекту прокатная плена на 0,5 %. |
Ключевые слова | Железнодорожные рельсы, универсальный рельсобалочный стан, режим прокатки, калибровка рельсовых косорасположенных калибров, обжимная реверсивная клеть дуо, технико-экономические показатели, схема прокатки |
Библиографический список | 1. Stammbach R. Das Walzen von Tragern und Shinen ant Triogerusten der Kontintraseum Universalwalzmverfahren // Der Kalibreur. 1968. № 9. |
Language of full-text | русский |
Полный текст статьи | Получить |