Журналы →  Черные металлы →  2019 →  №3 →  Назад

Кадровая политика
Название Повышение квалификации и переподготовка ремонтного персонала металлургических предприятий — теория и практика реализации
Автор А. П. Жильцов, А. В. Бочаров, А. А. Харитоненко, А. Л. Челядина
Информация об авторе

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Липецк, Россия:
А. П. Жильцов, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой металлургического оборудования (МО), эл. почта: kaf-mo@stu.lipetsk.ru

А. В. Бочаров, канд. техн. наук, доцент кафедры МО
А. А. Харитоненко, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры МО
А. Л. Челядина, старший преподаватель кафедры МО

Реферат

Проведен анализ основных направлений по обеспечению повышения квалификации и переподготовки персонала металлургических предприятий. Представлены подходы к данным процессам в России и за рубежом. Ключевыми задачами при реализации данных процессов являются новые компетенции руководителей и персонала. Показана необходимость подготовки персонала на основе объединения выполняемых функций. Приведены примеры взаимодействия и сотрудничества предприятий с профильными учебными заведениями. Проведен анализ форм и методов повышения квалификации и переподготовки в отечественной практике на базе ресурсных и учебных центров, корпоративных университетов. Рассмотрен спектр услуг и задачи корпоративных университетов на примере металлургических предприятий «Северсталь», «Норильский Никель», «НЛМК». Показана актуальность взаимодействия корпоративных университетов и высшей школы. Приведены основные требования по обеспечению положительного направления в формировании мотивации слушателей повышения квалификации и переподготовки. Показана актуальность применения инноваций на основе рационального сочетания современных информационных технологий и модульно-тренинговых форм. Приведены формы трансформации ремонтных служб металлургических предприятий на базе централизации и создания мобильных бригад под руководством «мультифункционального» лидера. Обосновано создание ресурсного центра ЛГТУ на основе современного материально-технического, информационно-методического обеспечения и разработки актуальной тематики повышения квалификации мастеров-механиков. На основе практической апробации на курсах повышения квалификации разработана модульная программа переподготовки мастеров-электриков ремонтной службы ПАО «НЛМК», не имеющих базовой подготовки в области механики, гидравлики, диагностики. Проведен анализ содержания модулей переподготовки и примеры их реализации. Отмечена характерная особенность содержания программы: сочетание теоретического материала в виде электронных презентаций с реальной практической подготовкой в виде тренингов на действующих макетах, учебно-исследовательских стендах, отработкой теоретического материала в виртуальном режиме с использованием современных компьютерных технологий. Программа входит в стратегическую Программу трансформации ремонтных служб ПАО «НЛМК» и является примером реального взаимодействия ресурсного центра кафедры металлургического оборудования ЛГТУ и корпоративного университета ПАО «НЛМК» с перспективой дальнейшего расширения творческих связей.

Ключевые слова Металлургическое производство, ремонтный персонал, корпоративный университет, ресурсный центр, переподготовка, инновации
Библиографический список

1. Чупров В. Б., Плотников А. В. Корпоративная подготовка кадров, техническое регулирование и проблемы качества как перспективное направление системного взаимодействия вузов с компаниями металлургического и топливно-энергетического комплексов // Современная металлургия нового тысячелетия : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. 23–25 ноября 2016 г. — Липецк : Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2016. — 284 с.
2. Мизинова Е. В. Корпоративный учебный центр или университет: предпосылки создания и выбор вида // Управление человеческим потенциалом. 2017. № 1. С. 20–26.
3. Печенкин И. Г., Серпер Н. А. Научно-образовательные центры — эффективная форма интеграции высшей школы, науки и производства // Горный журнал. 2014. № 7. С. 101–105.
4. Афанасьев Д. В. Корпоративный университет «Северсталь» как инструмент развития бизнеса // Материалы конференции ИКФ «Альт» «Управление в России: к новой бизнес-модели», 27–28 ноября 2003 г., Санкт-Петербург.
5. Горбунов К. О. Корпоративный университет «Норильский Никель» — участник масштабных проектов // Горный журнал. 2017. № 8. С. 85–92.
6. Копылов А. Лидеры учат лидеров: как работает корпоративный университет «НЛМК» // Компания НЛМК. 2017. № 2. С. 48–50. URL: http://nlmk.com/ru/media-center/corporate-media/2017 (дата обращения: 31.08.2018).
7. Ахметов М. Р., Хисамеева Л. Р., Низамова А. Х. Развитие ресурсных центров как одно из направлений модернизации профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19468 (дата обращения: 26.03.2018).
8. Жильцов А. П. Повышение уровня профессиональной подготовки кадров машиностроительных и металлургических предприятий на базе ресурсного центра // Проблемы и перспективы развития машиностроения: сб. науч. тр. междунар. науч.-техн. конф., посвященной 60-летию Липецкого государственного технического университета. Ч. 2. 17–18 ноября 2016 г. — Липецк : Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2016. — 356 с.
9. Чернышов Е. А. Повышение качества подготовки кадров металлургической промышленности с использованием новых технологий // Металлург. 2013. № 10. С. 9–11.
10. Шрёдер А., Эхтерхофф В. Формирование экологического сознания в системе технического образования и повышения квалификации // Черные металлы. 2013. № 11. С. 65–68.
11. Рандель Г.-Г., Кёлкер Н. и др. С людьми и для людей // Черные металлы. 2014. № 12. С. 89–90.
12. Брандес Б. Компания Salgitter Flachstahl: программа обеспечения специалистами // Черные металлы. 2017. № 2. С. 70–72.
13. Прохазка С. Дополнительное образование для повышения профессиональной квалификации // Черные металлы. 2018. № 2. С. 79–80.
14. Петрова А. М., Петрова С. А. Организационные аспекты обучения персонала на рабочем месте в современных условиях развития рынка труда // Металлург. 2014. № 11. С. 6–10.
15. Юхименко Т. В. и др. Формирование системы отбора, оценки и подготовки кадрового резерва руководителей на Челябинском металлургическом комбинате // Металлург. 2016. № 4. С. 7–10.
16. Казанцева С. М. Мотивационные типы слушателей программ профессиональной переподготовки // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 19–26.
17. Del Pozo-Fernández A. J. S., Escaño J.-M., Muñoz de la Peña D., Gómez-Estern F. 3D simulator of industrial systems for control education with automated assessment // IFAC Proceedings Volumes. 2013. Vol. 46, Iss. 17. P. 321–326.
18. Riera B., Vigaario B. Virtual systems to train and assist control applications in future factories // IFAC Proceedings Volumes. 2013. Vol. 46, Iss. 15. P. 76–81.
19. Tanaka E. H. et al. Using immersive virtual reality for electrical substation training // ERIC ED562456: International Conference on e-Learning. 2015. Vol. 7. P. 136–140.
20. Feng G., Xiue Z., Lianzheng Z. The Research and Development of Integrated Operation-Maintenance Simulation Training System // Journal of Power and Energy Engineering. 2014. Vol. 2. P. 470–476.
21. Гурская Т. В. и др. Практикоориентированный подход в подготовке инженеров для горнодобывающих предприятий // Горный журнал. 2018. № 2. С. 97–103.
22. Баранова И. А., Путилов А. В. Формирование компетенций и инновационные тренды в дистанционном инженерном обучении // Инженерное образование. 2017. Вып. 22. С. 11–18.
23. Тарасова М. А. Рациональная технологическая ресурсная база в образовательных учреждениях УНПК как фактор повышения качества и эффективности инженерного образования // Инженерное образование. 2013. Вып. 13. С. 96–101.
24. Ланге Э. Все больше предприятий доверяют профессионалам сервиса // Черные металлы. 2014. № 7. С. 65–67.
25. Попов А. В. Реорганизация ремонтной службы // Металлург. 2014. № 9. С. 22–24.
26. Жильцов А. П. Опыт профессиональной подготовки студентов в области металлургических машин и оборудования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26581 (дата обращения: 13.03.2018).

Language of full-text русский
Полный текст статьи Получить
Назад