Работа в условиях мирового кризиса

22.01.2013, 18:45


Генеральный директор предприятий компании «АрселорМиттал» в Казахстане Виджай Махадеван дал интервью для журналистов электронных и печатных средств массовой информации. Он ответил на вопросы, касающиеся результатов производственной деятельности компании в 2012 году, реализации инвестиционных проектов, оптимизации численности персонала, а также поделился планами работы на этот год.

 

 

- Господин Махадеван, как отработала компания в 2012 году? Как Вы оцениваете перспективы 2013 года?


- 2012 год стал сложным как для всей Группы «АрселорМиттал», так и для нашей компании в Казахстане. Рост себестоимости продукции негативно отразился на конкурентоспособности нашей продукции. В январе-феврале мы столкнулись с проблемами со сбытом металла. Также у нас был ряд внутренних производственных проблем. В мае произошел пожар на аглопроизводстве, в результате которого погибли люди. Эта авария также негативно отразилась на результатах работы всего комбината. Последний квартал 2012 был одним из худших в истории компании. Сложности сохраняются и в первом квартале этого года. Сейчас все наше внимание сосредоточено на разрешении внутренних проблем.

 

План по отгрузке на 2013 год - 2 миллиона 750 тысяч тонн. Это реальный план и, думаю, мы его выполним. Также считаю, что нам удастся повысить конкурентоспособность нашего предприятия - от этого зависит наше с вами будущее. В прошлом году не все в компании понимали и осознавали, насколько сложно будет в условиях второй волны кризиса. Некоторые считали, что не сегодня-завтра ситуация улучшится. Сейчас все в компании осознают серьезность положения.

 

Если говорить об инвестициях, то приоритетами на этот год остаются охрана труда, экология, выполнение требований казахстанского законодательства. Мы продолжим инвестировать в развитие наших предприятий в Казахстане, хотя нам и пришлось ограничить объем инвестиций. С другой стороны, это заставляет нас более четко расставлять приоритеты.

 

- Каковы объемы инвестиций на этот год?


- Общий объем запланирован на уровне порядка 300 млн. долл. США. Мы не снизили объем инвестиций в угольном департаменте и в «Оркене», а в стальном департаменте сумму инвестиций пришлось урезать на 20 млн. долл. США.

 

- Руководство Группы «АрселорМиттал» сообщило, что глобальный экономический кризис превратился в кризис структурный. Это существенно повлияло на работу металлургических предприятий в мире и в особенности в Европе. Что, на Ваш взгляд, происходит в настоящее время и чем сегодняшняя ситуация отличается от ситуации 2008 года?


- В 2008 году ситуация была сложной, однако, как оказалось, не такой тяжелой как сейчас. Тогда большинство компаний еще не ощутили на себе всей полноты кризиса. А если говорить о странах, то многие из них не представляли - насколько масштабным он окажется. Осознание пришло только через 3-4 месяца. Однако драгоценное время было упущено и многие компании и страны не успели подготовиться к кризису. Ко второй волне люди были более подготовлены, все видели проблемы, которые накапливались в Европе и США.

 

В 2008 году ситуацию спас Китай. Инвестиции Китая в масштабные инфраструктурные проекты и модернизацию буквально вытянули на себе и глобальную экономику, и металлургическую отрасль. Сейчас ситуация изменилась. В этом году экономика Китая замедлилась, потребление металла в стране сократилось, на рынке образовался избыток китайской металлопродукции, что привело к снижению цен не только в Китае, но и на соседних рынках. Китай пытается поддерживать своих производителей, другие страны - пытаются защитить свои рынки.

 

Также в 2008-2010 годах наблюдался стабильный спрос на рынках стран Ближнего Востока. Сейчас этого спроса практически нет. Думаю, что в 2013 году ситуация останется примерно такой же.

 

- В связи с этим, как в компании обстоит ситуация со сбытом? Сколько продукции идет на внешние рынки и сколько отправляется на рынки Казахстана и России?


- Примерно 17-18% продаж приходится на рынок Казахстана - к сожалению, казахстанский рынок не может потребить весь объем металлопродукции, который мы производим. На рынки России и стран СНГ приходится порядка 55-60% продаж. Мы ожидаем, что наши экспортные возможности будут ограничены в основном из-за политических событий на ключевых рынках Ближнего Востока, а также из-за высоких транспортных расходов. В этом году нам нужно сосредоточиться на рынках Казахстана и ближайших к нам стран и регионов. Если сложатся благоприятные рыночные условия, например, откроется рынок Западного Китая, мы, конечно, постараемся продать свою продукцию и там. Этот пример, кстати, хорошо иллюстрирует разницу между ситуацией в 2008 и 2012 году. Тогда мы могли продавать на рынках Ближнего Востока, сейчас этой возможности у нас нет. Тогда мы могли продавать нашу продукцию в страны Юго-Восточной Азии, сейчас мы не можем это делать из-за высоких транспортных расходов. Также сейчас мы не можем, как в 2008 году, продавать металл и в Западный Китай, так как китайские производители существенно снизили цены.

 

- Казахстанские производители отмечают, что наш казахстанский металл обходится им дороже, чем импортный. Какова ценовая политика АО «АрселорМиттал Темиртау»? Поменяется ли эта ситуация?


- Говоря о различиях в цене на наш металл на внешнем и внутреннем рынках, необходимо понимать, что разница между конечной ценой на внутреннем рынке и экспортном рынке не так велика. При сравнении отпускных цен не учитывается стоимость доставки. Поскольку географически мы находимся ближе к казахстанским потребителям, вроде бы получается, что наша цена для них выше, чем цена российского металла. Но если добавить к отпускной цене импортного металла стоимость его транспортировки в Казахстан, то цены будут примерно одинаковые. Мы продаем свою продукцию по мировым ценам, но она не может существенно отличаться от цен других металлопроизводителей, поскольку это очень конкурентный рынок. Но, разумеется, мы прислушиваемся к мнению наших потребителей, пытаемся предлагать им более выгодные коммерческие условия. Ведь в конечном итоге наш бизнес будет успешным только в том случае, если мы сумеем услышать наших клиентов. То же самое относится и к нашим подрядчикам - если они хотят работать с нами, они должны прислушиваться к нам.

 

- В прессе появилась информация о предстоящих в компании сокращениях численности персонала меткомбината на 3 тысячи человек. Прокомментируйте, пожалуйста, эти сообщения и поясните, как будет происходить этот процесс?


- В последнее время в прессе появились заявления о массовом сокращении на комбинате, о том, что компания намерена уволить около 3000 человек. Эти заявления не соответствуют действительности. Речь не идет о массовых увольнениях, речь идет о реструктуризации, которая необходима для эффективной работы предприятия. Компания должна обеспечивать свою конкурентоспособность на мировых рынках. Один из ключевых факторов - производительность труда в компании.

 

Из этих трех тысяч человек, мы полагаем, примерно 50% - т.е. полторы тысячи человек, воспользуются СДУ. Однако это плановый показатель и пока что сложно сказать, сколько человек решит ею воспользоваться. Остальную часть сотрудников планируется вывести в аутсорсинг, а также перевести в угольный департамент. Подчеркну, что эти люди сохранят свои рабочие места и условия работы. Те же, кто решит покинуть компанию, смогут это сделать добровольно по схеме СДУ. Весь процесс будет проводиться в соответствии с трудовым законодательством Казахстана.

 

Мы понимаем, что такие меры непопулярны и, поверьте, эти решения принимать непросто. Однако они необходимы, чтобы компания могла сохранить свою конкурентоспособность в условиях глобального кризиса, сохранить позиции на рынке, обеспечивать рабочие места и социальную защиту своим работникам.

 

- Говоря об аутсорсинге, какие конкретно подразделения будут выводиться из состава предприятия? Говоря об СДУ, Вы имеете в виду новую программу, которая стартовала 8 января?

 

- Что касается СДУ, то я вел речь об очередной программе, которая стартовала в начале января. Что касается аутсорсинга, то мы будем выводить на аутсорсинг неключевые подразделения, которые не связаны напрямую с производством.

 

- До сих пор не введена в эксплуатацию первая очередь газоочистки в конвертерном цехе. С чем это связано?


- Задержка объясняется сложностью реализации проекта. Во-первых, речь идет о новой технологии, которая раньше здесь не применялась, поэтому приходится учиться. Во-вторых, и это самое главное, работы проводятся в условиях действующего производства. Я также знаю, что наш турецкий подрядчик вначале столкнулся с рядом проблем, связанных с местными подрядными организациями. У них не было полного взаимопонимания. Сейчас эти вопросы сняты. В самом начале реализации проекта турецкая сторона не смогла привезти всех своих сотрудников, которые изначально должны были работать на проекте. Всю систему газоочистки необходимо вписать в уже существующее оборудование. Нельзя недооценивать и погодные условия - зима внесла свои коррективы в ход строительства. С другой стороны, те уроки, которые мы извлекли для себя, работая над первым конвертером, позволят быстрее закончить второй и третий.

 

По материалам компании АО «АрселорМиттал Темиртау»