Журналы →  Цветные металлы →  2012 →  №12 →  Назад

Алюминий, глинозем, углеродные материалы
Название Исследование макроструктуры углеродных фрикционных материалов методом рентгеновской томографии
Автор Артемьев А. В., Васильев С. Л., Юргенсон С. А., Кулаков В. В., Авдеев В. В.
Информация об авторе

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) — МАИ

А. В. Артемьев, ст. препод. каф. 104, e-mail: andart61@gmail.com

С. А. Юргенсон, студент

 

Ресурсный центр в области производства летательных аппаратов МАИ

С. Л. Васильев, доцент каф. 104, нач. лаб. компьютерной томографии

 

ОАО «Авиационная корпорация «Рубин», г. Балашиха

В. В. Кулаков, нач. отдела

 

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

В. В. Авдеев, зав. каф. хим. технологии и новых материалов химического факультета

 

Работа выполнена при участии А. Н. Селезнева

Реферат

Приведены методика и результаты исследования макроструктуры углеродных фрикционных материалов методом вычислительной рентгеновской томографии. В качестве объекта исследования был выбран тормозной диск, выполненный из углерод-углеродного композиционного материала, который применяется взамен биметаллических и металлокерамических материалов. В процессе исследования, которое проводили на высокоэнергетическом компьютерном промышленном томографе, были получены общие и локальные томограммы, на основе которых анализировали внутреннюю структуру образца. По результатам сканирования были определены приращения линейного коэффициента ослабления и среднеквадратичного отклонения, которые характеризуют изменения плотности в теле образца. На основе данного анализа сделан вывод о том, что, несмотря на визуальное присутствие локальных аномалий плотности (трещины, уплотнения, неплотности), характеристики структуры материала достаточно стабильные. При этом получено, что разброс амплитуд значений плотности по диску достаточно небольшой (в пределах 10 %), а отклонения линейного коэффициента ослабления относительно среднего значения лежат в пределах 3,5 %.

Работа выполнена в рамках договора между ОАО «Авиационная корпорация «Рубин» и МГУ им. М. В. Ломоносова по теме «Разработка физико-химических основ технологии производства фрикционных композиционных углеродных материалов для тормозных систем авиационного и других видов транспорта» согласно Постановлению Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Ключевые слова Взлетно-посадочные устройства, тормозной диск, углерод-углеродные материалы, томография, анализ, внутренняя структура
Библиографический список

1. Марусина М. Я., Казначеева А. О. Современные виды томографии : учебное пособие. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2006.
2. Сухоруков В. В., Вайнберг Э. И. и др. Неразрушающий контроль. Кн. 5. — М. : Высшая школа, 1993.

Language of full-text русский
Полный текст статьи Получить
Назад